Навигация по сайту
Популярные новости
Законодательство
Уголок руководителя
Заведующий Юхачева Елена Валентиновна
Заведующий Юхачева Елена Валентиновна
callТелефон +7 (4832) 41-67-86
printФакс +7 (4832) 41-67-86
languageСайт берёзка127.рф
МБДОУ детский сад № 127 "Березка" г. Брянска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 127 "Березка" г. Брянска
Страничка воспитателя Расписенко Оксаны Вацлавовны. Опыт работы \"Авторский дидактические игры в сенсорном развитии детей раннего возраста\"

Актуальность:

Жизнь современного человека требует хорошо развитой способности восприятия, быстрой реакции на впечатления и ответа действием на получаемую информацию. Возрастает значение высокого уровня сенсорного развития для человеческой деятельности в целом. Поэтому назрела необходимость в актуальных методах и средствах, способствующих обеспечению полноценного сенсорного развития дошкольника. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека, который имеет огромное значение для развития и становления личности. Это период, когда, бурно и стремительно идет сенсорное развитие как основа познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи), формируются основы личности, развивается эмоциональная сфера. Большое значение в сенсорном воспитании детей имеют дидактические игры. В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания – знакомства с формой, величиной, цветом, пространственными представлениями, звуками. Известный детский психолог А.В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Образовательное пространство должно стимулировать познавательную, моторную и сенсорную активность ребенка, развивать его речь, способствовать накоплению разных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда в группе – материалы, обстановка и планировка работают на развитие каждого ребенка. При этом ведущая роль в обучении ребенка дошкольного возраста принадлежит взрослому, который обеспечивает его дидактическим материалом, проявляет постоянный интерес к деятельности дошкольника, поощряет любознательность.

Но в условиях ограниченности площади групповых помещений возникает проблема размещения необходимого оборудования. В связи с данной ситуацией и возникла необходимость создания удобного легкого многофункционального пособия.

В современных условиях, мы столкнулись с рядом важных вопросов:

  1. Как привлечь и удержать внимание дошкольника на индивидуальных занятиях?
  2.  Как сделать игру для ребенка увлекательной, в то же время, развивающей его?
  3. Как создать пособие, которое бы соответствовало требованиям ФГОС?

Эти вопросы подтолкнули к созданию многофункциональных пособий, с помощью которых можно решать различные педагогические задачи.

«Адаптационно дидактическая сенсорная юбка»

Дидактические пособие по сенсорному развитию детей дошкольного возраста «Адаптационно дидактическая сенсорная юбка» — это многофункциональное пособие, которое позволяет соединить в комплексе дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание ребенка, развитие мелкой моторики рук и здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, массаж, пальчиковая гимнастика). Оно трансформируемое, многофункциональное, одновременно несколько детей могут пользоваться им. Пособие изготовлено из фетра, который отличается мягкостью, теплотой, что немаловажно для тактильного восприятия детей. Фетр – экологически чистый продукт из шерсти, не скатывающийся со временем. Фетр отлично держит форму, не токсичен. Пособия из фетра можно стирать, гладить, его сложно помять или порвать, поэтому является экологичным, приятным на ощупь, ярким.  Пособие содержит огромное количество дидактического материала, что способствует творческому развитию, воспитанию вкуса, эстетики, целостному гармоничному развитию ребенка. Данное пособие многофункциональное, мобильное, удобное как для детей, так и для педагогов. В ходе работы ребенок выполняет задания, изучает, систематизирует и закрепляет информацию. В нем присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка, развития речи, координации зрительных анализаторов, ориентирования в пространстве, познавательного развития и способствует формированию элементарных математических представлений и знаний об окружающем мире.

Цель:

Создание условий для формирования и развития познавательных интересов и сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

Формировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Формировать умение ориентироваться на плоскости;

Формировать умения и углублять знания о форме, цвете, , величине;

Расширять, обогащать словарный запас детей;

 

Развивающие:

Развивать фантазию, воображение детей;

Развивать у детей познавательный интерес через сенсорное развитие;

Расширять кругозор детей и осмысленное восприятие;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать мелкую моторику;

Развивать связную речь и грамматический строй детей;

 

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость,

Воспитывать желание познавать и общаться.

 

Пособие «Развивающая книжка»

Цель:

Развитие сенсомоторных координаций у детей младшего возраста.

Задачи:

- развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;

- обогатить словарь детей новыми словами;

- формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму;

- воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

Мягкая книжка является прекрасной игрушкой. Которую невозможно помять и порвать. И с ней не хочется расставаться!  С помощью данного пособия можно познакомить ребенка с цветом:  (красный, синий, желтый.) Формой предметов: (круг, квадрат, треугольник.)

Развивая пальчики, мы развиваем у ребенка умение говорить, мыслить. Использование различных кнопок, пуговиц, молний, липучек способствует развитию навыка застегивания - расстегивания, что пригодится в дальнейшем при одевании одежды.
Используя данное пособие, сенсорное развитие детей осуществляется через игровую деятельность. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия,  следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.

Мягкие развивающие и обучающие пособия - отличный материал для игры детей дошкольного возраста.

Играя с книжкой, дети выполняют различные действия, а значит, и развивается  речь. Такая книжка отличный материал для работы с детьми.

Дети раннего возраста с интересом знакомятся с различными предметами, рассматривают их, манипулируют, трогают руками – так и накапливается наглядно-чувственный опыт, поэтому книги из фетра можно успешно и эффективно использовать в образовательном процессе в детском саду и дома.

Учитывая эту возрастную особенность, во время игры с книгой широко используются приемы наглядности в сочетании с действиями самих детей. Приятная на ощупь фактура, четкая форма, яркий насыщенный цвет деталей книги доставляют детям радость, вызывают желание играть с ней. Каждая страничка мягкой книжки имеет свой сюжет. Сюжеты страниц – аппликации из ткани и фетра, все съемные элементы в книге на петельках, липучках, кнопочках, которые легко передвигаются и меняются местами. Пособие можно пополнять новыми страницами и элементами. Использование разнообразных фактур ткани позволяет почувствовать различные тактильные ощущения.

Уникальность пособия заключается в том, что книжки из фетра не только воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых детьми при знакомстве с новой страничкой, но и несут в себе большой развивающий потенциал. Развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на развитие речи, на развитие сенсорных навыков.

 

Пособие « Сказочный фартук»

Цель: речевое развитие детей раннего возраста

Задачи:

- Развивать речь детей  как средство общения.

- Обогащать понимаемый и активный словарь.

- Развивать сенсорные эталоны, восприятие (тактильное, зрительное, пространственное).

- Развивать мелкую моторику.

- Развивать самостоятельность и инициативность.

- Формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Привлекательный внешне, фартук манит к себе детей, притягивает их внимание, а главное помогает найти контакт с педагогом, привыкнуть к нему тактильно, эмоционально. Любопытство заставляет манипулировать с его деталями, двигаться от одного кармана к другому.

Фартук можно интегрировать под любое занятие и использовать в разных дидактических играх.

А главное это удивительное сказочное пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Многофункциональное дидактическое пособие "Сказочный фартук" используется с целью речевого развития детей раннего возраста.

Исходя из цели, нами разработан алгоритм действий через решение следующих задач, которые представлены на слайде.

Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а также формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Как играть?

Педагог одевает фартук, звенит колокольчиком, и прячет его в кармашке. Просит найти его. При изучении ребенком игрового кармана, воспитатель достает сказочных героев, и рассказывает сказку. Карманы можно наполнить различными предметами по необходимости (зеркало, колокольчик, фигурки животных, бумага и т.д.) Все детали можно снять, поменять, добавить. Во время прослушивания сказки, на полотно при помощи липучек прикрепляются главные герои, таким образом, сказка оживает.

Организовать её можно как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности. Работа с пособием предполагает рассматривание, беседу ответы на вопросы, установление логической последовательности событий, развитие мелкой моторики.

Фартук притягивает внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к нему. Самое главное происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами фартука, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.

Методы и формы работы

Многофункциональное дидактическое пособие "Сказочный фартук" Включает в себя различные игры и упражнения. Рассмотрим их подробнее.

В перспективе данное пособие может быть использовано в разных вариациях  (изготовление новых фартуков или сказочных героев). В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи, и дополняется дидактический  материал.

Таким образом, применение яркого, привлекательного фартука помогает педагогу в организации любой совместной деятельности. Он превращает педагога в волшебницу, рядом с которой ребенок чувствует себя спокойно и комфортно, которая собирает вокруг себя детей и увлекает их интересной игрой и помогает ему достигать результатов представленных на слайде.

Пособие «Сенсорные пазлы»

Цель: развивать мелкую моторику рук, учиться соединять части предметов в одно целое.

Задачи:

1.Учить собирать целое из двух частей.

2.Развивать речь, внимание и память.

3.Формировать представление об окружающем нас мире.

4.Развивать мелкую моторику рук

Пазлы - одна из самых первых игр для малышей, собирая картинку, ребенок тренирует мелкую моторику, сопоставляет и анализирует элементы пазла Начать знакомство с игрой можно с «половинок»- самых простых детских пазлов для малышей.

В чём разница между обычными картонными пазлами и сенсорными из фетра?
Преимущество состоит в том, что собирая пазлы из фетра ребёнок развивает сенсорное восприятие, так как фетр мягкий и тёплый материал. В дополнение трогая пуговки при составлении картинок, малыш получает массаж пальчикам, тем самым получая большее развитие.

Пособие «Волшебный Куб»

Игровое пособие «Волшебный куб» — это куб на гранях которого размещены дидактические игры по одной теме. 

Цель: создание условий для повышения познавательной активности детей раннего возраста.

 Задачи

- расширять представления детей об овощах и фруктах

- развивать у детей восприятие, память, мышление;

- развивать глазомер и координацию движений пальцев рук.

- развивать речь детей: речевую активность, умение правильно строить простую фразу;

- развивать познавательные способности детей, интерес к исследовательской деятельности;

- активизировать способы действий с различными предметами.

- воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, вещам.

Пособие можно использовать как в индивидуальной работе с воспитанниками, так и в работы с малыми подгруппами (3-4 ребенка), а также в качестве наглядного пособия.

 «Волшебный куб» имеет форму куба, прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. Каждую сторону можно использовать для новой дидактической игры, закрепления темы недели. При этом всегда остается возможность углублять, расширять, усложнять содержание игры, дополнять пособие новыми играми. Изготовлен куб из пластмассовых кубиков, скрепленых межу собой. Чехол сшит из капрвелюра. Он съёмный.  На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные дидактические игры. При желании все стороны быстро и легко снимаются. Куб может стать демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные картинки, ,сказочных героев , геометрические фигурыНасыщенность. Пособие соответствует возрастным особенностям детей  2-3 лет, обеспечивает игровую, познавательную, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой моторики), дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.

Трансформируемость. Пособие предполагает возможность его изменения в зависимости от образовательной ситуации.

Полифункциональность обеспечивается за счет наличия съемных элементов,  которые не обладают жестко закрепленным способом. Пособие возможно использовать в различных областях, в зависимости от поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Вариативность.  Пособие «Волшебный куб»  может использоваться в игровой деятельности, в НОД, в самостоятельной деятельности детей, в коррекционной работе.

Доступность. Оборудование находится в свободном доступе для детей.

Безопасность. Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Пособие изготовлено из безопасных материалов, поддается влажной уборке, не представляют угрозы для жизни и здоровья детей.

Упражнения  с использованием пособия  «Волшебный куб» предполагает совместную деятельность ребенка и взрослого, позволяя организовать работу таким образом, чтобы ребенок получил радость и удовольствие от выполнения заданий. Пособие универсально т.к. созданы условия благоприятные для  развития зрительного восприятия и обучения ориентировки в микропространстве.

Выполняя задания на вертикальной плоскости повышается, его эмоциональное состояние, ребёнок овладевает навыками сотрудничества.

Его можно использовать как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при закреплении материала.

   В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи, и дополняется вспомогательный материал новыми играми, игрушками и развивающими элементами.    Методическая ценность:

Многофункциональность пособия, выполняющие развивающую, обучающую, воспитывающую функции в различных формах работы с детьми: в самостоятельной деятельности детей, в игровой деятельности, коммуникативной.

Они в комплексе решают задачи:

-коммуникативно-личностного развития;

-познавательно-речевого развития;

-художественно-эстетического;

-физического развития

Использование данных пособий в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С их помощью можно и играть и побуждать ребенка к познанию Они позволяют формировать основные мыслительные операции, развивать мелкую моторику, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Учитывая тот факт, что дети узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление, то воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития детей, в том числе и коммуникативного.

Область применения:

Применение возможно как на индивидуальных занятиях с воспитанниками, так и при работе с несколькими детьми одновременно, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Инновационный потенциал идеи опыта:

«сенсорное воспитание», это целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека;

усвоение сенсорных эталонов осуществляется во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и т.д.);

в качестве основных форм формирования сенсорного воспитания выступают дидактические игры;

выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр по  сенсорному развитию детей дошкольного возраста: последовательность и систематичность использования дидактических игр; повторность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.

 

Заключение

Дидактические игры имеют огромное значение для сенсорного развития детей. Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребенка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

Таким образом, многофункциональное пособие помогает формировать сенсорные представления у детей дошкольного возраста интересно и разнообразно. Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей.

Навигация по сайту
Офицальная Россия. Сервер органов государственной власти
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральный портал "Российское Образование"
Роскомнадзор
Правительство Брянской области
Департамент образования и науки Брянской области
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Официальный Интернет-портал правовой информации
Форма обратной связи close
Здесь Вы можете задать свой вопрос руководителю или любому сотруднику учреждения, написать жалобу или предложение и получить ответ на указанный Вами электронный адрес Ознакомиться с политикой обработки персональных данных в учреждении
verified Обращение успешно отправлено В ближайшее время мы с вами свяжемся